Ігрова арт-терапевтична пісочниця. Як інструментарій фахівця допоміжних професій. – DiaLOG – досконале спілкування
loader image

Ігрова арт-терапевтична пісочниця. Як інструментарій фахівця допоміжних професій.

Дорогу здолає той, хто йде або як навчити дитину свідомого ціле покладання.
February 2, 2021
Намасте! Про кохання.
February 2, 2021
Автор статті

Юлия Полищук

Юлия Полищук, председатель Общественной организации «Центр развития, коррекции, психиатрической, психологической, педагогической помощи для детей и взрослых «Территория развития»», медицинский и социальный психолог, арт-терапевт, коррекционный педагог, логопед, тренер международных психологических фестивалей, ведущий специалист-психолог в консультативной группе «ТРИ КИТА», ведущая вебинаров и онлайн-встреч, соавтор книги «77 чудес в сундучке: арт-терапевтические техники в работе с особым ребенком».

Мама ребенка, который уже начал ходить, на прогулке в теплое время года обязательно ведет малыша к детям в песочницу. Малышу приобретаются обязательные атрибуты песочных игр – ведерко, лопатку, грабельки, ситечко и пасочки. Здесь ребенок начинает играть с песком и познает его свойства: сыпучесть, сухость или влажность. Малыш понимает, что из мокрого песка можно сделать фигурку, используя пасочку. Лопаткой можно набрать песок и пересыпать его в любую емкость. Через ситечко песок пробегает, а камешки и ракушки остаются. Здесь в песке ребенок пробует песок на ощупь, чувствует, как он скрипит. В песочнице впервые песок попадает в рот и ребенку объясняют, что песок не съедобный. Есть и более неприятные моменты – песок попал в глаз. Это новые ощущения. Глаз шипит – больно.

В песочнице проходят первые коммуникации: дружба, совместные игры, ссора, борьба за игрушку. Здесь ребенок полностью реализует свою ведущую деятельность – игровую. В песочнице проявляются врожденные черты характера и проявляются традиции, прививаемые взрослыми в качестве воспитания.

Я заглянула в толковый словарь и интернет, там нашла значения слов «игра», «песок», «песочница».

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.                                                                                                       

Песок – измельченный, перетертый природою камень, мелкие каменные зерна (Даль В.И. Толковый словарь).

Песочница это

1.Прибор, употр. в старину для посыпания песком написанного с целью просушки.

2.В паровозе: ящик с песком, автоматически выбрасываемым на рельсы во время буксования колёс.

  1. Песочница — специально выделенная (изолированная) среда для безопасного исполнения компьютерных программ.
  2. Песочница (Ammochloa) — род растений семейства злаки.

5.Песочница — компьютерная игра, правила которой придумывает сам игрок.

6.Песочница — село в Болгарии.

7.Песочница Сатаны — американский фильм ужасов 2006 года режиссёра Данте Томаселли.

8.Песочница — место на детской площадке для игр с песком.

Значений слова «песочница оказалось много».

Используя песок – естественную игровую среду на занятиях, специалист помогающих профессий делает свои занятия интересными, творческими, запоминающимися, а также развивающими, диагностическими и коррекционными.

Я человек, который на все сто процентов убеждена в том, что игровую песочницу как метод арт-терапии может применять на своих занятиях не только психолог, но и логопед, дефектолог, воспитатель детского сада, учитель любого школьного предмета, ассистент учителя в инклюзивном образовании, педагог раннего развития, нейрологопед, нейропсихолог и другие. Используя игровую песочницу, можно проводить занятия с детьми на любые воспитательные темы как индивидуально с ребенком, так и с группой детей.

В таблице приведу примеры техник по работе с детьми, которые могут применять специалисты помогающих профессий в своей работе.

Название техники

Краткое описание

Область применения техники

Специалист

1

Нарисуй пальчиком

Ребенок рисует пальчиком, задаваемые объекты (точку, волну, круг, линию), используя по просьбе ведущего левую (правую) руку и палец, который просит специалист. Например, нарисуй точку указательным пальцем левой руки.

Ранние развитие

Педагог раннего развития

2

Найди предмет

Ребенку необходимо найти на песке игрушки, в названии, которых есть звук «ш» в начале слова. Затем произнести слово со звуком «ш» согласно артикуляционным нормам.  

Автоматизация корректируемого звука.

Логопедия

3

Построй ряд по образцу

Ребенку дают деревянные палочки разного цвета, задается определенная последовательность, просят продолжить ряд.

Развитие логического мышления

Дефектолог

4

Кто убежал?

На песок выставляют 5 фигур. Например, резиновые животные. Убирают животного, а ребенок должен сказать, какое животное убежало.

Развитие памяти 

Психолог

5

Совместное рисование 

На песке ребенок рисует или заданный рисунок или спонтанный, а специалист присоединяется к рисованию ребенка.

Знакомство, релакс, снятие тревожности.

Ассистент воспитателя или учителя.

6

Рисование одновременно левой и правой рукой

Ребенку предлагается нарисовать точку, волну, круг или дом, солнце, море одновременно правой и левой рукой.

Развитие межполушарных связей

Нейропсихолог

7

Настроение в классе

Всем ученикам на классном часе классный руководитель предлагает выбрать фигурку, поставить ее в песочницу и рассказать о своем настроении. 

Изучение психологического климата в классе

Классный руководитель

8

Изучение цифр

Любые действия с цифрами. Например, выложить числовой ряд, найти соседей числа, произвести простые математические действия.

Развитие математических способностей

Воспитатель детского сада

9

Изучение школьного предмета в игровой песочнице

На биологии: собрать части цветка, клетки, строение кровеносной системы животного.

На химии: написать и уравнять уравнение реакции.

На истории: составить карты исторического события.

Обучение по предметам

Учитель предметник

 

Метод игровой арт-терапевтической песочницы является универсальным. Его можно применять в любой области развития ребенка от нескольких месяцев до подросткового возраста любыми специалистами помогающих профессий. Его можно использовать с нормотипичными детьми и с детьми с особыми образовательными потребностями. Этот метод можно применить и ко взрослым.

От специалиста, который применяет игровую песочницу на своих занятиях требуется гибкость, чуткость к ребенку, творческий потенциал и желание искать новые подходы в работе с ребенком.

Оренда офіси та склади

від 14м2 до 300м2
КОВОРКІНГИ ТА МІНІ КОНФЕРЕНЦ ЗАЛИ

м. Кривий Ріг, вул. Степана Тільги, 36в

067 32 32 382