Как научить детей традициям и как правильно отмечать праздники?  – DiaLOG – досконале спілкування
loader image

Как научить детей традициям и как правильно отмечать праздники? 

Батьки успішних особистостей (частина 1)
December 27, 2020
Батьки успішних людей. (частина 2)
February 2, 2021
Автор статті

Читчян Татевик Левоновна

Магистр психологии, дипломированный специалист по психологии, детский и семейный психолог, арт-терапевт, игротерапевт, консультант по позитивной психотерапии, энерготерапевт, обучающий тренер, работает со всеми возрастными категориями. Консультативный член в Ассоциации Профессиональных Психологов и Психотерапевтов. Член в международной федерации арт-терапии и самореализации личности, член в World Association for Positive and Transcultural Psychotherapy (WAPP), член Национальная арт ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики, Российская арт-терапевтическая ассоциация, ICD Institute of Child Psychology./ Canada, член в Армянская ассоциация логопедов./ Армения Управляет группой «Рабочий кейс для психолога от Татевик Читчян». Работает педагогом - психологом в Детском Развивающем центре.
Руководитель международного онлайн обучающего  проекта  Childhood & World

У всех народов есть свои традиции и праздники, но, несмотря на это, сейчас всех людей, в основном, сближает и объединяет транс культурное мышление. То есть люди стали мыслить и оценивать какой-то процесс, воспринимая и оценивая его глобально, не смотря на собственные народные традиции. И этот процесс представляет из себя переход от субъективного мышления к объективному. Здесь большую роль сыграл интернет, который дал возможность быстро найти те или иные новости или, конкретно, традиции какой-то страны. В чём важность традиций для каждого человека? Традиции являются частью Я-концепции каждого человека и именно это - спектр его национальной идентичности. Не смотря на то, что современные люди в большинстве своем, стали весьма критично относится к народным традициям, считая их остатками мышления прошедших времён, но, всё равно, в повседневной жизни, в глубине души, какие-то действия свои оценивают через оси своих народных традиций. И здесь, именно, играет роль национальная принадлежность и идентичность каждого человека. В основном, праздничные традиции определяет религия и их люди празднуют или отмечают по правилам, которые исходят из религиозных взглядов. У разных народов одна и та же традиция рассматривается и отмечается по-разному и это связано с восприятием окружающего мира и индивидуальным отношением одного народа к одной определённой процедуре. На пример, у разных народов процесс бракосочетания, крещение, похороны, новый год и прочее отмечаются по-разному и это тоже подтверждает выше перечисленное.

В последнее время традиции больше всего сохраняются в пределах национальной диаспоры, так как диаспора собирает вместе людей одной национальности, где их воссоединяют народные традиции и национальная идентичность и у них эти традиции отмечается особенной важностью, так как это является единственным поводом не потерять лицо своей национальной идентичности. Традиции, в основном, определяет религия каждого народа или же онтогенетическое развитие и история какой то нации. В спектр традиции входят торжества радости, поводы печали, народные ритуалы и они передаются через легенды, эпические сказания и религиозные книги. 

Почему традициям обучают человека с детства? Что бы он себя не почувствовал в своём окружении белой вороной и не отделился от социума, который, в свою очередь, играет большую роль в жизни индивида. Что бы ребёнок стал понимать, что такое традиции, он должен с детских лет видеть театральную демонстрацию какой-то традиции или торжества и это должно быть повторительно. В народе есть такая поговорка «Повторение - мать учения».

 Что бы ребёнок научился к традициям и всё это было в его сознании наизусть, как корневое знание, о себе и о своем народе, нужно повторять это как минимум каждый год.

 Это похоже на процесс повторения и подкрепления. Кроме нового года, дня матери, дня рождения, крещения или других праздничных традиций ребёнку трудно идентифицировать весь остальной спектр праздников и традиции ребёнок учится с годами и со временем в процессе взросления.

Ребёнок легко учится у старших, чем у своих родителей, сколько бы молодое поколение не было искусно в своих народных традициях, всё ровно бабушки и дедушки знают ещё больше, чем молодые. Здесь дело не в объёме знаний, а в искусности и в опыте. Несмотря на это глобализация делает своё дело и здесь нужно учесть, что ребёнок может иметь дело и с другими детьми, которые будут в окружении и могут иметь другие традиции и взгляды. Самым главным воспитательным делом и работой родителя - это научить ребёнка уважительно относится к традициям других народов, но это очень сложный вопрос, так как очень не легко ребёнку приняв свои традиции параллельно уважительно относится к чужим традициям тоже, так как он должен пока что усваивать свои, а потом уважать чужие и это очень трудный процесс для ребёнка, но обязательный .

Это связанно с тем, что народные традиционные взгляды разных стран к одной и той же традиции могут быть не схожи или быть противоречивы. Здесь вопрос родителя в том, чтобы помочь ребёнку понять, что у других людей может быть другая позиция по отношению к какому-то явлению или процессу и эта позиция тоже имеет право на существование. Это важно потому, что, возможно, в последствии ребёнок вырастет и жизнь сведёт его с людьми, у которых другие религиозные и традиционные взгляды и оценки к жизни.

Нужно отметить, что больше всего дети обращают внимание на радостные торжества, нежели на печальные, так как родители стараются сохранять в тайне печальные события от ребёнка и это тоже нуждается в рассмотрении,  так как ребёнок должен быть осведомлён о событиях происходящих в своём доме. Это касается вопроса смерти и похорон родственников. В основном, родители не берут  с собой детей на похороны и скрывают от ребёнка смерть родственников, что бы он не отчаивался, но здесь нужно обращать внимание на то, что с развитием самосознания у ребёнка с 3,5 годовалого возраста развивается понятие о том, что жизнь не бесконечна и есть относительные временные рамки для жизни. Это своеобразно влияет на психику и может привести ребёнка в отчаяние или расстраивать его, что может привести к стрессу или к психологической травме. Не обязательно взять с собой своего ребёнка похороны, но и не обязательно рассказывать детально каким образом наступила смерть это и как это произошло вообще, но можно постепенно объяснить, ребёнку, что этого человека ждать нельзя и его больше нет в живых, так как жизнь не бесконечно и это нормальное явление и неотъемлемая часть нашей жизни и нужно всячески беречь себя и быть осторожным,  защищать свои базовые потребности и потребность в самосохранении.

 Но психологическая травма и стресс может наступить у ребёнка и по поводу радостных торжеств – дни рождения, крещение, новый год, утренники и повлиять позитивно или негативно. С чем это связанно и как родителям бороться с этой задачей?

 Праздники, насколько бы не были позитивным явлением в жизни человека, а именно ребёнка, всегда в себе несут часть стресса, в психологии в психике такие процессы свойственно считать эустрессом - позитивным стрессом. Так как  рождение ребёнка, крещение, свадьбы, день рождения, утренник и другие праздники наполняя людей, а именно детей, позитивными эмоциями, всё равно влияют на человека и вызывают у него эустресс.

Дети очень сензитивно реагируют на праздники и даже если всё сделано почти «идеально», всё равно ребёнок находит кое - что, что бы критиковать своих родителей.

До дня праздника детям свойственно строить «волшебные замки» по поводу предстоящего праздника, и они наивно настаивают, чтобы и родители тоже жили в этих замках. Настолько правильно родителям идти навстречу и тоже жить в воздушных замках со своим ребёнком? Этот вопрос, как монета, имеет две стороны: можно и нельзя. Но можно, как и нельзя, почему?  Можно, так как нужно всячески поддерживать ребёнка в его начинаниях планировать и действовать, ставить графики, хвалить ребёнка за качество инициативность и конструирование, в том числе можно считать этот процесс процессом самообслуживания. Это можно назвать самостоятельные первые коучинговые шаги ребёнка. Немаловажен список подарков, которые он ожидает получить от задуманного праздника. С годами взрослея ребёнок начинает адаптироваться к ситуации, когда список ожидаемых подарков может не совпасть с реальными полученными подарками. Ожидание не совпало с реальностью. А это самая большая проблема не только ребёнка, но и его родителей. Почему? Потому что не всегда родитель может научить ребёнка тому, что возможно то, что ты ожидаешь может не сбыться или сбудется, но не совсем так как ты ожидаешь. Здесь ясно одно, что будучи сам ещё в детских сказках родитель верит в то что, что всё должно быть так как он задумал и никаких препятствий не будет, и есть другой вариант, что родитель зная что не выйдет так как он планировал всё ровно не хочет расстраивать  ребёнка и рушить его сказочные замки. Оба варианта говорят о незрелом взгляде на жизнь родителя или о его страхах и если они часто наблюдаются у одного из родителей, то над этим желательно чтобы работал психолог. В последствии, если часто наблюдаются такие ситуации, связанные с детскими праздниками, то это может стать одной из причин стресса, которая в свою очередь может перерасти в психологическую травму. 

Самым главным вариантом для таких ситуации — это дать свободу выбора ребёнку и этим настроить его на то, чтобы он научился разделить важное от не очень важного. И сконцентрироваться на то, чтобы не повторялись его подарки из каждой по 3 или 4 штуки, так как может он нуждается в кое в чём другом, но зациклен на одном и том же и это тоже нужно обсуждать с ребёнком зачем ему одно и тоже и в множеством числе?

На детских праздниках иногда бывает проблема с тем, что родители или интравертны или экстравертны, то есть или вмешиваются, часто перенося праздник от ребёнка на себя и становятся героями события или юбилярами, или вообще не вмешиваются, таким образом оставляя ребёнка одного на большом празднике.

Ещё одна другая тема это праздники взрослых и это тоже отдельная тема, так как не всегда на праздниках взрослых интересно детям, они всегда плачут и хотят вернутся домой. И это не потому что они не получили подарка или там  было  мало детей что бы играть, или  дома кто то ждёт и они соскучились, а потому что чувствуют себя не по  себе в окружении взрослых и это говорит о том что они не поняли просто  что происходит. Как только народ начинает шуметь и  громко смеяться над юмором тамады или других участников праздника, то нужно на пару минут выйти и из  зала или комнаты и сбить внимание ребёнка, а потом снова вернутся назад.

На детских  праздниках уже стало привычкой приглашать мултяшных героев,  но до этого сами соберите список  героев в костюмах и потом обязательно включите интернет и покажите  всех героев по интернету и  спросите кого из героев  он хочет пригласить на свой праздник. Пусть посмотрит мультики о них и это будет первичной диагностикой того есть ли страхи, тревоги, агрессия и.т.д. у вашего ребёнка.  Обсуждайте что  делают эти герои, их  действия и   адекватно обясните ребёнку, что можно сделать из его поступков, а что нет ,так как это всего лишь мультик и повторить его все действия нет возможности, не всё позволено, а всё что не принесёт вреда можно и повторять .  Иначе это станет тоже проблемой для ребёнка  или же поводом страха психологических  и физиологических травм.

Ещё одна очень важная тема это борьба ребёнка и его родителей  с прежним травмирующим опытом, так как после  неудачного праздничнего опыта или ребёнок расстраивается и разочаровывается и просто не хочет устроить свой праздник или идти к чужим детям на праздники. 

Праздник в общем положительно и радостно влияет на психику ребёнка, так как все собрались  что бы поздравить его . Мамам нужно обязательно иметь ввиду что не надо во время праздника критиковать  своего ребёнка или одного из  его друзей, так как  это может спровоцировать ссору, не нужно долгое время затягивать с едой и угощением и думать что можно переждать других друзей, так как  они  могут вообще  и не прийти. Проблема в том, что  голодными дети становятся драчливыми и быстро начинают дразнить друг друга. Нужно учесть,  что после праздника наступит новый  день  и ребёнок должен идти в детский сад или в школу, а там его ждёт его обсуждающая  масса одноклассников и друзей. Так у всех детей принято – обсуждать вчерашний праздник – подарки-еду, юбеляра и.тд.

На счёт  нового года отдельно,  нужно отметить, что  можно устроить небольшой сказочный праздник для ребёнка,  гулять с ним по городу показывать улицы новогодними украшениями.  Вот здесь можно попробывать подарить ребёнку  несколько подарков, но сказав, что на новый год дарим автомобиль за то,  что бы ты начал хорошо учится в школе,  ходил на пример кружок для рисования и. т. д. , так как каждый раз взяв в руки эту игрушку он будет вспоминать для чего это ему подарили и  в замен чего он согласился на эти условия.

Надо всегда помнить о том, что как бы вы не старались, как родитель, всё ровно ребёнок будет недоволен  и у него всегда будут какие то незбыточьные надежды на то  что могло быть  ещё лучше.

И самое главное это то, что с детства нужно научить ребёнка праздновать праздники, а именно  свой день  рождения и это желательно сделать каждый год не смотря на финансовые  возможности, можно и устроить скромный  но весёлый праздник, но обязательно  сделать,  так как это тоже имеет воспитательный характер и научает ребёнка к  социализации, к самоуважению к его личности как человек и  он в окружении своих друзей будет  наполняется положительными эмоциями и самое главное он начинает сам себя уважать,  а самоуважение и самолюбие первые качества зрелой личности и это путать с эгоизмом не стоит. Только так, у ребёнка на душе останется мало  ран и  возможно  не  дойдёт дело до глубоких   психологические травм.

Но не смотря на всё это  всегда ребёнок  вспоминает не все, но почти все свои дни рождения и это может повлиять на то что но будет  не  внимательным к праздникам и не будет обращать внимание  на праздники друзей и родственников и не поздравит их ,  так как в детстве или его глубоко обидели не отпраздную его дни рождения, или просто не научили хорошо их провести , отсюда и психологическая травма детства. И по этому желательно  с этим пунктом детства быть  предельно осторожным, так как в последствии у человека может появится ощущение что его недооценили. А это уже приведёт к психологическим проблемам.

Оренда офіси та склади

від 14м2 до 300м2
КОВОРКІНГИ ТА МІНІ КОНФЕРЕНЦ ЗАЛИ

м. Кривий Ріг, вул. Степана Тільги, 36в

067 32 32 382